Лауреаты нобелевской премии по физике 2009 года.
Создание оптико-волоконной связи, где информация передается с помощью светового луча, стало настоящей революцией в науке и технике. Одним из тех, кто стоял у истоков, был работавший в 60-е годы в британской фирме Чарльз Као, который исследовал, как затухает сигнал в оптоволокне. Као предложил метод производства сверхчистого оптического волокна. Это положило начало его массовому производству.
- Скорость передачи информации стала в 10 тысяч раз больше, чем в радиосвязи, причем без искажений, - сказал академик РАН Евгений Дианов. - Сегодня в мире в оптико-волоконную связь вкладываются огромные деньги. Ведь уже доказано: для роста ВВП в два раза надо в четыре раза увеличить потоки информации. В мире производится свыше 100 миллионов километров волоконных световодов в год, только под водой проложено более 600 тысяч километров волоконных кабелей, которые связывают все континенты. А на суше их общая длина превышает миллиард километров. Ожидается, что к 2025 году эта цифра удвоится. Без оптико-волоконной связи был бы невозможен современный Интернет.
Другие новоиспеченные лауреаты Уиллард Бойл и Джордж Смит в 1969 году изобрели устройство, преобразующее изображение в цифровую форму, или ПЗС - матрицу. Она быстро завоевала мир, стала новым приемником света вместо фотопластинок, фотопленок, фотобумаги, телекамер, являясь одним из главных элементов фотоаппаратов, видеокамер и даже мобильных телефонов.
Сумма премии в этом году составляет 975 тысяч евро, половину из которых получит 76-летний Чарльз Као, а другую поделят Бойл (ему 85 лет) и 79-летний Смит.
шнтересно, что нынешние лауреаты не входили в число наиболее вероятных кандидатов и считались в нобелевской гонке "темными лошадками". Фаворитами считались ученые, которые открыли ряд квантовых феноменов, а также авторы квантового компьютера с ионной ловушкой. Вычислительная машина, построенная на принципах квантового компьютера, должна действовать намного эффективнее нынешних машин. Но Нобелевский комитет решил иначе. Квантовый компьютер - дело будущего, а цифровая связь стала реальностью.
Среди российских ученых больше всего "нобелей" получили физики - шесть раз. В 1958 году - Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк "за открытие и интерпретацию эффекта Черенкова". Через четыре года лауреатом стал Лев Ландау - "за пионерские теории в области физики конденсированного состояния". Еще через два года награждены Николай Басов и Александр Прохоров за создание лазера. В 1978 году Петр Капица получил награду "За основополагающие изобретения и открытия в области физики низких температур". В 2000 году лауреатом стал Жорес Алферов "за разработку полупроводниковых гетероструктур". И, наконец, последняя на данный момент российская Нобелевская премия досталась в 2003 году Алексею Абрикосову и Виталию Гинзбургу "за вклад в теорию сверхпроводимости".